Стоит отметить, что в некоторых регионах, где ситуация с коронавирусной инфекцией особо тяжелая, нерабочие дня могут быть введены уже с 23 октября. Вице-премьер Татьяна Голикова включила в список таких регионов: Амурскую, Волгоградскую и Воронежскую области. Критическая ситуация складывается в Томской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Челябинской, Курской, Кировской, Новгородской, Омской, Оренбургской областях, а также в Мордовии, Северной Осетии, Коми и Татарстане.
То есть некоторым бизнесам грозит простой в две недели, если не больше. Камнем преткновения нерабочих дней является положение «сохранение заработной платы». Но у предпринимателей возникает закономерный вопрос: «За чей счет такая щедрость?».
«Режим нерабочих дней — это неоновый птеродактиль из параллельной вселенной, что это — оплачиваемый отпуск, вынужденный простой или что-то еще?» – задается вопросом ресторатор Андрей Семенов. «Неделя — это не мелочь, платежи никуда не деваются. Аренда как была, так и останется — рассчитывать, что все арендодатели пойдут навстречу, нельзя. Много поработать придется, чтобы этого добиться» — говорит он.
Владелец торговой сети Игорь Ковпак полагает, что неделя нерабочих дней поможет остановить роста пандемии. «Но если закрывать, – продолжает он, – то любой бизнес, который будет закрыт, надо поддерживать финансово. Нужно хотя бы частично компенсировать какие-то виды налогов: налоги на имущество, налоги на землю — хотя бы 50–80%. Плюс нужно платить зарплаты сотрудникам. Нужна помощь от государства людям, создающим рабочие места и ведущим бизнес, людям, которые инвестируют в нашу экономику».
Владелец сети фитнес-центров Антон Гиренко-Коцуба высказывает свои опасения: «Все будет зависеть и от того, насколько долго это продлится. Если как в апреле 2020 года, когда объявили неделю нерабочих дней, а потом начали продлевать, продлевать и в итоге продлили на три месяца, тогда это будет убийственно для нас».
Директор ассоциации рестораторов и отельеров Татарстана Галина Шарафутдинова также полна пессимизма: ««Для нас QR-коды — тяжело. Локдаун — удар вдвойне. В марте 2020 года у предпринимателей были какие-то накопления. Сегодня мы еще не расплатились по старым долгам и уже две недели несем существенные потери из-за QR-кодов. Нерабочие дни объявлены с условием сохранения заработной платы сотрудников. Но только за чей счет? У нас платить уже нечем».
Ответа на этот вопрос у местных чиновников нет – все вопросы в Кремль. Правда, в президентском указе говорится следующее: «Правительству Российской Федерации и высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации предусмотреть за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предоставление мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в связи с ухудшением ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и установлением нерабочих дней в октябре – ноябре 2021 года».
Что это может быть? Первый вице-премьер Андрей Белоусов предложил учредить гранты для предпринимателей в размере МРОТ (12 792 рубля) на каждого занятого работника. Это обусловлено тем, что по примерным подсчетам, бизнес в нерабочие дни будет терять по 4 млн рублей в сутки. По его оценкам, это потребует около 27 млрд рублей, охват составит порядка 2 млн человек. Он полагает, что это покроет примерно половину выпадающей выручки в пострадавших отраслях».
Заявки на гранты будут принимать с 1 ноября по 15 декабря. Выплаты могут начать уже с 15 ноября. Гранты предприниматели будут получать через 8 дней после получения заявления.
Кроме этого, вновь начнет работать система льготного кредитования бизнеса под 3% годовых. В течение 6 месяцев предприниматель не будет выплачивать ни проценты, ни само «тело» кредита. Затем на погашение дается следующий год.
А вот уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов предложил распространить на крупный бизнес выплаты в объеме МРОТ на одного занятого, которые предложены в качестве одной из мер поддержки малых и средних предприятий в нерабочие дни.
«У нас огромное количество людей работает и на более крупных предприятиях. Это касается и общепита, у которых выручка больше 2 млрд рублей. Здесь было бы несправедливо, если бы маленькие получили компенсацию зарплат, а крупные не получили. Поэтому мы уже направили письмо Белоусову с предложением распространить эту меру и на более крупные компании» – заявил омбудсмен.
Напомним, что на данный момент малый и средний бизнес, пострадавший от ограничений из-за коронавируса, сталкивается с отказами в выплате зарплатных субсидий. Подразделения ФНС объясняют отказы тем, что ограничения введены региональными властями или штабом по борьбе с коронавирусом, а не федеральным оперштабом. То есть в большинстве случаев получение пострадавшими субъектами субсидий, согласно постановлению, фактически невозможно. Борис Титов предложил скорректировать постановление правительства так, чтобы у властей не было оснований отказывать в выдаче субсидий субъектам МСП, которые столкнулись с «региональными» ограничениями.
Кроме того, в стране действует ограничение допуска на работу не вакцинированных против Covid-19 сотрудников и выплаты за них штрафов. Согласно ст. 6.3 ч. КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения», ИП грозит штраф от 50 тыс. до 150 тыс. рублей, юрлицам – от 200 тыс. до 500 тыс. рублей. В случае причинения вреда здоровью штрафы для ИП и организаций составят от 500 тыс. до 1 млн рублей. Также для обеих категорий возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин предлагает отменить данные штрафы для ИП и организаций: «Штрафы за количество привитых-непривитых я бы, честно говоря, отменил, потому что сложно очень этого добиться. Во-первых, есть те, кто по показателям не подходят. Во-вторых, существуют те, кто принципиально не хотят. Что с ними делать? Говорят: не допускайте до работы. А кого допускать и сделать так, чтобы производство не остановилось? Это же не так, что у нас на предприятии с запасом 20% людей, и в случае отказа их можно заменить. Не так просто выполнить эту норму».