Как многие уже знают, с середины этого марта российские налоговики получили расширенный доступ к банковской тайне. Мы сделали подборку мнений экспертов, чем это все может закончиться для нас.

Суть вопроса

Новые изменения в Налоговом кодексе (закон от 17.02. 2021 № 6-ФЗ) обязывают банки в течение трех дней после запроса налоговых органов выдавать им:

— Копии паспортов лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента, доверенностей на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента;

— Копии документов, определяющих отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента;

— Копии карточек с образцами подписей и оттиска печати;

— Информацию в электронной форме или на бумажном носителе о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях, представителях клиента.

Отныне, чтобы получить необходимые сведения, налоговикам будет достаточно согласия руководителя вышестоящего налогового органа или уполномоченного представителя федерального органа исполнительной власти. Прежде ФНС могла запрашивать информацию об операциях физлиц только в рамках налоговых проверок.

Зачем это все нужно? Против инициативы выступил даже Минюст. «Не ясно, для каких целей налоговые органы наделяются правом запрашивать вышеприведенный перечень имеющихся в распоряжении банка документов и сведений, поскольку в представленных материалах отсутствует аргументация вводимых проектом поправок положений», — говорилось в заключении ведомства.

Но налоговики уверены, что доступ к банковской тайне пресечет уход от налогов, при этом добросовестным налогоплательщикам опасаться нечего — ведь получения доступа к выпискам по операциям на счетах и вкладах физических лиц не предусмотрено. Тогда почему нововведение вызвало такой резонанс в обществе? На этот вопрос высказали свои соображения экономисты, финансисты, юристы.  

«Люди работают в тени, потому что по-другому прожить невозможно»

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин:

«Единственный и существенный риск для клиентов банка, который несет расширенный доступ ФНС к их данным, заключается в ошибке налоговой службы. Налоговики могут неправильно понять движения средств на счете человека или неправильно их растолковать. В итоге ФНС по совершенно непонятным причинам может начислить пени, обложить штрафом.

Чтобы ФНС вдруг решила запросить данные у кредитной организации в отношении физического лица, у службы должны возникнуть подозрения по поводу неоднократно повторяющихся странных зачислений или списаний со счета клиента. Также могут быть и просто случайные проверки по номерам счетов.

В России до 40% рабочей силы (30 млн человек) получают серую заработную плату. Нововведение рассчитано на искоренение и этой ситуации, хотя нет уверенности, что зарплата в конверте уйдет из России раз и навсегда, благодаря таким методам. Люди, которые выдавлены в тень, находятся в этой ситуации не потому, что кто-то нечестный, а потому что государство создало систему налогообложения, при которой чем человек беднее, тем больше денег с него дерут. Люди работают в тени не из-за корысти, а потому что по-другому прожить невозможно.

За последний год наличные деньги в стране очень выросли в обороте, потому что возросла финансовая грамотность, и население понимает, к чему все ведет, поэтому переводят выплаты сотрудникам с формы банковских операций в наличную. Когда три года назад произошла интеграция банковских и налоговых баз данных, по стране было заморожено около 600 тысяч переводов с небольшими суммами, потому что они показались подозрительными. Тогда это был скандал, по итогу которого все разморозили. Сегодня же полномочия ФНС расширяются, а качество сервиса, очевидно, снижается, поэтому нет гарантий, что такого не произойдет снова. Все, что нас от этого отделяет, — это вменяемость сотрудников органов государственной власти».

«Первые шаги в направлении ужесточения контроля за финансами граждан»

Основатель адвокатского бюро «Законоведъ» Григорий Сарбаев:

«Понятие “банковская тайна” теперь остается исключительно на бумаге. Очевидно, что делается это для повышения сбора налогов с физических лиц. Необходимо понять, что это только первые шаги в направлении ужесточения контроля за финансами граждан, так сказать цветочки. Что такое ягодки, люди поймут, только когда налоговый чиновник абсолютно на законном основании доначислит им НДФЛ одним нажатием клавиши. А для того, чтобы доказать незаконность этого действия, они должны будут годами судиться с ИФНС.

На первых порах “дожимать” этими мерами будут, скорее всего, те группы малого и среднего бизнеса, которые еще хоть как-то пытаются выжить. Но в дальнейшем вряд ли правительство переключится на олигархов, не для того на каждого жителя страны заведено досье, которое красиво называется “личный кабинет налогоплательщика”.

После того, как закончат с предпринимателями, и остальным гражданам будет сделано предложение, от которого они не смогут отказаться: оплатить неэффективное государственное управление за счет повышения налоговой нагрузки».

«Плохое время, чтобы “кошмарить” бизнес»

Руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев.

«Мировой Банк оценивает российский теневой сектор в 300 млрд долл, поэтому неудивительно, что данной круглой суммой заинтересовалось государство. Однако, на мой взгляд, момент выбран не совсем удачно. Пандемия — это рецессия, снижение зарплат, плохое время, чтобы “кошмарить” бизнес. Расширение полномочий ФНС по контролю над средствами физлиц приведет к еще большему уходу денежного оборота в наличные и в теневой сектор. А это, в свою очередь, подстегнет рост криминала. После снижения ключевой ставки Банка России до 4,25%, процентные ставки в банках низкие, и это уже и так стимулирует отток средств с депозитных счетов из кредитных организаций».  

«Если знает налоговый орган, значит, узнают и правоохранительные»

Адвокат компании Tax Compliance Андрей Соломяный:

«На самом деле цель получения этих сведений —дальнейшее формирование некого предварительного анализа для проверки. Потому что основная задача налоговых органов сейчас — не доводить до проверки, а в предварительном анализе побуждать налогоплательщиков к уплате денежных средств.

Физическим лицам беспокоиться не стоит, но нужно для себя понимать, что теперь все данные по ним могут быть у налоговых органов, и они об этом не узнают. А если знает налоговый орган, значит, узнают и правоохранительные и все иные органы, которые осуществляют какой-либо контроль за финансовой деятельностью в нашей стране».

«Больше всего рискуют те лица, которые имеют иностранные компании»

Партнер Paragon Advice Group Александр Захаров:

«Больше всего рискуют в данные поправки попасть те лица, которые имеют иностранные компании, включая трасты, фонды или организации без образования юридического лица, а также держатели иностранных активов, банковских счетов, ценных бумаг, в отношении которых иностранные государства-партнеры предоставляют российской налоговой уже как три года соответствующую информацию.

Кроме того, в подгруппу риска попадут те физические лица, в отношении которых могут проводиться контрольные налоговые мероприятия со стороны иностранных государств, где такие россияне могут также являться налогоплательщиками.

В частности, например, в Европе Королевство Испании уже давно требует подавать форму о своих общемировых доходах и активах по всему миру, включая, естественно, Россию для россиян».

В тексте использована информация с сайтов: https://fedpress.ru/, https://www.gazeta.ru/, https://www.kommersant.ru/.