В правительстве начали работать над изменениями шкалы НДФЛ и ставок налога на прибыль.

Президент России в послании Федеральному собранию предложил модернизировать фискальную систему и перейти «к более справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы».

Уже с конца прошлого года Минфин занимается разработкой изменений в Налоговый кодекс:

  • Введение дополнительных ставок в прогрессивной шкале подоходного налога. Готового решения пока нет. Однако снижение начальной ставки в 13% не обсуждается.
  • Повышение налога на прибыль. Конкретная величина пока неизвестна.
  • По НДФЛ льготы смогут получить граждане с более низкими доходами. По налогу на прибыль компании смогут претендовать на них в случае, если осуществляют капвложения.

Глава Минфина Антон Силуанов сообщил, что законодательные инициативы по дифференциации налогообложения уже подготовлены, они будут представлены в правительство в этом году.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, сообщил о готовности компаний к повышению ставки налога на прибыль, но в обмен на предоставление инвестиционных вычетов и гарантии неизменности нагрузки по другим налогам.

Эксперты по-разному оценивают эффект от этих новшеств. Одни уверены, что Россию ждет замедление роста ВВП из-за сокращения деловой активности компаний. В 1992–2000 гг. прогрессивная шкала НДФЛ означала отток капитала, рост коррупции и криминализацию доходов, т. е. различные схемы по их сокрытию от налоговой, считает экономист Павел Рябов.

А, например, экономист Виктор Тунев уверен, что прогрессивная система налогообложения при прочих равных не оказывает значимого влияния на показатели экономики. Такая модель изымает лишь какую-то часть высокого дохода и перераспределяет на цели, которые общество считает более полезными. Это поможет снизить неравенство, но не скажется на экономике в целом.