За 2022 год выявлено 663 882 гражданина, находящихся в неформальных трудовых отношениях — говорится в свежем докладе Минтруда. Что собираются делать в ведомстве?
Для решения проблемы в министерстве планируют проанализировать варианты стимулирования компаний к снижению неформальных трудовых отношений по высокорисковым отраслям: торговля, услуги, гостиничный и ресторанный бизнес, строительство, транспорт и сельское хозяйство. Также предложено создать общедоступный реестр работодателей, у которых были обнаружены факты нелегальной занятости.
Минтруд установит регионам KPI по легализации работающих всерую. За три года планируется обелить 30% нелегально работающих.
Напомним, в марте этого года в первом чтении принят закон «О занятости населения», где будут закреплены меры для снижения теневой занятости.
Однако, учитывая рост стоимости заемных средств для бизнеса, экономия на официальных зарплатах продолжит оставаться одним из незаконных способов снижения издержек предпринимателей, полагает профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. Для населения неуплата НДФЛ — это тоже способ сохранения доходов в условиях инфляции.
Возможно, стоит снизить социально-страховые выплаты — компании используют теневую занятость, чтобы избежать большой налоговой нагрузки, считает доцент кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Управление человеческими ресурсами» РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.
В то же время важно различать теневую и платформенную занятости. Платформенная занятость — исполнение разовых работ или услуг для разных заказчиков.
Тем не менее, полностью избавиться от неформальных трудовых отношений не может ни одна страна в мире. Традиционно локализуются теневые отношения в малом и микробизнесе в сфере услуг. Поэтому какая-то доля серой занятости, особенно в области частных услуг, будет всегда, считает руководитель Центра регуляторной политики Фонда ЦСР Екатерина Папченкова.