Фрилансеры, работающие на российские компании из-за рубежа с «использованием российского сегмента интернета» после полугода жизни за границей, могут попасть под обложение НДФЛ по ставке 30%.

Предложение о такой поправке было внесено накануне правительством в Госдуму. Речь идет об изменении в ст. 208 НК. Инициаторы предлагают ввести НДФЛ по ставке 30% для части дистанционных работников — налоговых нерезидентах, работающих на российские компании не в качестве штатных сотрудников, а по договорам гражданско-правового характера.

Сейчас выплаты от российских компаний нерезидентам за выполнение дистанционной работы в другом государстве считаются доходом, полученным от источников за пределами России,— и НДФЛ он не облагается. Соответственно, обязанности удерживать налог у российской компании как у налогового агента нет. Если же удаленный работник все еще резидент, то он сам декларирует свои доходы по форме 3-НДФЛ и платит подоходный налог в бюджет самостоятельно.

Остающиеся налоговыми резидентами РФ платят 13-процентный НДФЛ (или 15-процентный с части дохода свыше 5 млн руб. в год). Ставшим нерезидентами (пребывание за границей более 183 дней в году) придется уплачивать в российский бюджет повышенную ставку НДФЛ в 30%. При этом, что весьма важно, удержать налог должна организация-заказчик, то есть она выступит в качестве налогового агента.

Поправки не затрагивают сотрудников, которые работают по трудовым договорам,— для них действующие налоговые условия никак не меняются. При этом о самозанятых, которые не платят НДФЛ, или об индивидуальных предпринимателях, которые уплачивают этот налог самостоятельно, в поправках речи не идет.

Изменения затронут доходы с 2024 года — законы, ужесточающие положение налогоплательщиков, применяются с нового налогового периода и не имеют обратной силы.

По итогам 2022 года по договорам ГПХ трудились около 1 млн человек.